Фрагмент для ознакомления
2
Категорию «принцип» применяют в теории государства и права (так же, как и в иных науках) с целью характеристики различных юридических явлений, таких как принципы права, принципы правотворчества, принципы юридической ответственности, принципы правовой системы и так далее. Известным высказыванием Гельвеция – «знание принципов будет возмещать незнание ряда фактов» – подтверждается значимость анализа принципиальных, основополагающих начал различной деятельности. Обеспечение оптимального функционирования механизма государства с надобностью нуждается в том, чтобы его строили, и он действовал на основании конкретных принципов, имеющих объективный тип, и среди них выделяют следующие:
1. Обязательность реального представительства в различных системах государственных органов и учреждений интересов, определенных граждан и их объединения. Что является возможным только в случаях бесперебойной работы демократической избирательной системы, действительной гарантии экономических, политических и прочих прав граждан и их объединения.
2. Открытость работы различных государственных структур, доступ к определенным сведениям (исключая те, которые нормативно относятся к засекреченным) каждого заинтересованного лица. Данный принцип состоит в том, что каждый имеет право на получение сведений, затрагивающих его права и законные интересы, а в наиболее широком понятии – формирование общественного мнения о работе государственного механизма.
3. Законность, которая означает обязательное соблюдение законов в работе различных звеньев государственного механизма как во взаимных отношениях между собой, так и с гражданами либо организациями, выражающих его интерес.
4. Большая компетентность и профессионализм в работе государственных органов, при помощи которой гарантируют высокую степень разрешения важных вопросов государственной жизни. Соблюдение этого будет возможным только в случаях формирования государственного аппарата из компетентных граждан в сфере управленческой деятельности. Из практики, возможно, видеть, что управление обществом более качественное, более эффективное, если управляют специалисты .
Принципами организации и деятельности механизма государства являются руководящие (исходные, отправные) идеи, выражающие социально-политическую суть, и назначение данного механизма и заложены в основании его формирования функционирования. Являясь закрепленными в Конституции и иных нормативно-правовых актах, принципы механизма государства начинают приобретать роль основополагающих правовых положений, которым обязаны соответствовать их организация и функционирование.
Принципы механизма государства обладают своими особенностями, кроме этого они будут отличаться в различных государствах и будут состоять в зависимости от исторического вида, особенностей политического режима, специфики типа государственного устройства и иных факторов. Допустим, свои принципы организации и деятельности будут присутствовать у демократического и тоталитарного, феодального и буржуазного, унитарного и федерального механизма государства и так далее.
Традиционно обозначенные принципы, подразделяются на общие – которые будут характерны для механизма государства, в общем, и частные, которые являются специфическими для отдельного типа органов государства. Принцип законности, допустим, обладает общим значением, заложен в основе формирования и деятельности всего государственного механизма. В это же время все органы государства создают с целью реализации конкретных задач, и его функционирование построено на основе определенных специфических принципов. Так, важнейший принцип организации и деятельности органов прокуратуры – это централизм, который предполагает жесткое подчинение нижестоящего прокурора вышестоящему и Генеральному прокурору Российской Федерации (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Основные принципы функционирования Конституционного Суда Российской Федерации – это независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (ст. 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Общие положения таковы, что частный принцип в конечном счете вытекает из общего, конкретизируя его применительно к особенностям отдельной части государственного механизма .
В череде общих принципов, выделяют выражающие социально-политическую суть механизма государства в демократическом обществе, а именно гуманизм, разделение власти и так далее, и имеющие преимущественно организационное назначение, в большей либо меньшей степени присущие всем государствам, так как отражают технологию его организации и деятельности, а именно субординацию и координацию, сочетание коллегиальности и единоначалия и так далее.
3. Классификация принципов организации и деятельности механизма государства
В череде основных принципов организации и деятельности механизма современного демократического государства выделяют: демократизм, законность, гуманизм, разделение властей, профессионализм, федерализм.
1. Демократизм. В наиболее широком понятии демократия – это особенный режим социально-политической жизни, который характеризуют значительным привлечением граждан страны к управлению страной. При демократии источник государственной власти – это граждане. На основании этого этот принцип обозначают как народовластие. Каждого гражданина признают полноправным субъектом политических отношений, и он может как непосредственно, так и при помощи своих представителей принимать участие в процессе формирования органов государственной власти, определяя их структуру, задачи, функции и так далее.
В роли принципа организации и деятельности механизма государства демократизм нуждается, прежде всего, в том, чтобы данный механизм, в первую очередь высшие органы государственной власти, формировались непосредственно гражданами либо их представителями; кроме этого, чтобы их функционирование выражало волю и интересы каждого гражданина государства, либо, по крайней мере, их большинства; а также, чтобы ее осуществляли открыто и гласно, являлась подконтрольной обществу (гражданам).
В Российской Федерации принцип демократизма закрепляется в роли основополагающего конституционного положения в некоторых статьях. Например, в ст. 1 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация – это демократическое государство. Статья 3 закрепляет, что носитель суверенитета и единственный источник власти в России – это ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, при помощи референдумов и свободных выборов, а кроме этого при помощи органов государственной власти и органов местного самоуправления .
2. Законностью являются требования строгого и неуклонного соблюдения законов различными субъектами права. Принцип законности будет напрямую связываться с демократией, с утверждением демократического начала в общественной жизни и политике. Законность будет возможной только в демократическом обществе. Но, с другой стороны, именно реальный режим господства законов и будет выступать в качестве важного показателя демократичности общества.
В функционировании механизма страны обозначенный принцип обладает особенным значением. Связывают это с тем, что государственные власти не только сами должны следовать законам, но и выступать в качестве гаранта соблюдения законов остальными субъектами права, среди которых граждане, общественные организации. На государство возложены обязанности по укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению и защите прав и свобод личности.
Применительно к функционированию механизма государства законность будет выступать не только в качестве одной из основных идей, но и важного метода государственного управления обществом, отражающего особенную роль права, юридических средств в механизме исполнения политической власти.
Законность, в первую очередь нуждается в том, чтобы порядок формирования, структура и полномочия каждого государственного органа строго отвечали Конституции и другим законам. На основании позиции законности нужно создавать органы, не предусматриваемые по закону, либо наделять их определенными особенными, чрезвычайными властными полномочиями, не исходящими из законов. Разрешается только то, что прямо указывается в законах, - такое требование к работе механизма государства в правовом демократическом обществе. Данное положение существенно
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2011. - 416с.
2. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2011. – 304 с.
3. Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение / Л.А. Голубева, А.Э. Черноков. - СПб.: Знание, 2010. – 439с.
4. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: КонсультантПлюс, 2012. - 640 с.
5. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2010. – 429с.
6. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 159 с.
7. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. – М., Юрист, 2010. – 144с.
8. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010. - 160 с.
9. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. - 464 с.
10. Радько Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М., Юрист, 2011 - 176 с.
11. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Юрист, 2011. - 384 с.
12. Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА - М.: 2009. – 704 с.
13. Шевчук Д.А. Теория государства и права / Д.А. Шевчук. – М., Юрист, 2010. – 299с.